МАСТЕРСКАЯ
MEMORIALL
логотип
Художественная обработка камня
Изготовление эксклюзивных хачкаров
Телефоны в Москве: 8 (917) 522-53-44  и  8 (917) 584-40-07
Перейти к контенту

Главное меню:

Хачкары

Мемориалл
Опубликовано вход изделия из камня ·
Tags: хачкарармениякрест

Хачкар - уникальное христианское художественное наследие, которое стало художественной подписью Армении. Вы можете видеть их и в других странах, но, конечно, они были вырезаны и установлены армянами по особым причинам.

Все символы, вырезанные на хачкаре, являются типичными армянскими орнаментами. Это не просто украшения. Каждый из них имеет значение, которое намного, гораздо глубже. Давайте посмотрим на это тщательнее

Название «Хачкар» составлено из армянских слов խաչ [khach] - «крест» и քար [kar] - «камень». Армяне начали делать памятные кресты после принятия христианства (в 301 году нашей эры). Они были символом их истинной веры. Первые кресты были сделаны из дерева и часто возводились рядом с святилищами как символ христианства.

В IV веке армяне стали использовать камень в качестве материала для крестов. В VIII веке структура и конструкция хачкаров значительно расширились. В композиции были включены не только кресты, но и декоративные символы, которые стали одним из оснований для дальнейшего развития. Искусство вырезания хачкаров достигло своего пика между XII и XIV веками. Говорят, что самые изысканные хачкары были сделаны в 13 веке. Это искусство пришло в упадок во время монгольских нашествий в конце XIV века и возродилось в XVI-XVII веках, но художественные вершины так и не были превзойдены позднее.

Помимо основной фигуры, креста, представляющего древо жизни, хачкары часто украшены узлоподобными орнаментами, образующими геометрические формы. Они обычно заполняют всю поверхность памятника сложным узором. У этих украшений, кажется, нет начала и конца. На самом деле это делается сознательно, символизируя вечность.
Наряду с абстрактными образами хачкары также украшают растительные мотивы винограда или граната, животных и, в редких случаях, люди, особенно святые. «Крылатые кресты» также распространены среди традиционных хачкаров. Два крыла поднимаются, как пламя, из круглой формы, называемой розеткой, и вырезаны под крестом.

Большинство хачкаров размещаются в церквях и монастырях или вокруг них, но вы также можете увидеть их на кладбищах. На кладбищах хачкары часто служили надгробными камнями. Можно было воздвигнуть хачкар по любому случаю, который соответствовал бы христианским убеждениям и морали того времени. Хотя исследователи избегают связывать хачкары и идею смерти, это, несомненно, является достаточной причиной для возведения хачкара. Однако армянские надгробия могут иметь много других форм, и лишь некоторые из них - хачкары.

Хороший пример хачкарского кладбища расположен в Норатусе, недалеко от озера Севан в Армении. На кладбище собрана самая большая коллекция хачкаров в Армении, примерно 900 древних крестов. Место использовалось как кладбище в течение сотен лет.
Среди разнообразных мотивов изготовления и установки хачкаров, в первую очередь «крест-камни» были выражением религиозных чувств. Таким образом, они стали неотъемлемой частью духовной архитектуры Армении. Хачкары были размещены не только вокруг церквей, часовни, монастырей, но и даже садов. Многие другие сооружения сопровождались хачкарами, в том числе крепости, башни, мосты и водохранилища. Кроме того, хачкары могут быть размещены на сухопутных границах для обеспечения их демаркации и подтверждения. Иногда хачкары ставили, чтобы ознаменовать военную победу, в качестве скорбного знака при потерях, трагедиях или после религиозно-мистических событий, таких, как видение. Из-за этой многофункциональности хачкары не могут быть синонимом надгробий.

Ранняя христианская пропаганда в Армении имела большое значение. Слово христианства распространялось устно и письменно, тогда как хачкары передавали идеологию через образы, что было особенно важно для тех, кто был неграмотным. Композиции хачкаров представляют историю Бога и повествуют ее через разные темы и символы резьбы.

Хачкары принесли признание христианства, а с другой стороны - служили предметами искусства и украшением. Основная идея хачкара всегда связана с христианством. Тем не менее, все украшения связаны с природой, как выражением возрождения и вечности. В XV веке мастера хачкара пытались скрыть свои имена между украшениями. Вот почему буквы имен едва ли отличаются от растительного орнамента.



Назад к содержимому | Назад к главному меню